ПЬЕСА
для студентов Театрального института
(Ленинград, курс А. С. Шведерского)
Часть 1.
ОН
(гримируется перед зеркалом)
Знай
*место, детка.
ОНA. Грех
его не знать!
(Ищет место
вокруг юбки. )
Я твой
актер, ты - зритель там, за сценой.
Когда я нищ
- ты богатеешь, знать.
ОНA (с
восторгом ). Ты гол, мой друг? - Так ты -
мой враг
бесценный!
(страстно
прижимается. ОН отталкивает ЕЕ).
- Актер
- король, но гол король, едва
он
возомнит; я примеряю маски.
Позволь. . . Идет
мне эта вот? Слова
к ней
подберу по форме и окраске.
Убийца спит
во мне. . .
ОНA. О, не
буди!
ОН. Не ты ль
змею пригрела на груди?
Так награди
меня рукоплесканьем.
[Свет
гаснет; ОН (актер)- УБИЙЦА; ОНA отходит
немного в
тень. ЕГО диалог с намеченной жертвой. ]
А, вот ты
где! Не спрячешься, герой.
А прежде -
на меня ты шел горой,
топил меня
зыбучими песками. . .
Поди ж на
свет! Не ты ль меня добить
не смог и
бросил подыхать в пустыне
без капли
влаги, - все хотел продлить
мои
мученья? Об Отце и Сыне
что ж ты
то*гдa не вспоминал? . . . (Показывает
в его
сторону. ) Молясь,
он
тычется, бедняга, носом в грязь.
Так совесть
не замолишь. Заглуши
последние
терзания души (протягивает бутылку ).
ЖЕРТВА. Уверен
я, что ты погиб. Мертвец,
оставь
за мной
являться наконец,
нет по ночам
покоя мне, и днем
я
непрерывно думаю о нем, -
так ты
воскрес, иль тень явилась вновь?
Я пью за
упокой твою же кровь!
(Пьет из
бутылки. Свет гаснет, на сцене по- прежнему
ОНA в
отдалении, хлопает. )
ОН. Не то, не
так. Я сценку заиграл,
как пальцы
- пианист. Фальшивый голос,
кинжал не к
месту, взгляд куда- то в зал, -
и гол
король. . .
ОНA
(обрадованно ). О мой король, ты голый? !
(ОН с
презрением смотрит на НЕЕ, ОНA ретируется,
свет гаснет
и загорается, на сцене те же герои, в армейской форме;
в руках
УБИЙЦЫ автомат. УБИЙЦА - младше по званию. )
УБИЙЦА. Попался
на свободе, гад, я пас
минуту
эту, срок мотая в части,
и на губе я
столько раз приказ
давал себе
и слово - к этой пасти
приставить
дуло! Никого здесь нет,
а перед
богом - сам держи ответ.
(Вскидывает
автомат . )
ЖЕРТВА
(издеваясь ). Спокойно, дед!
Сперва
стреляла пушка,
а после ты
искал и цель, и мушку.
Не
промахнись на этот раз, приклад
прижми
покрепче, - выстрел наугад
опасней. Я
бы знал - наверняка
стрелять
учил бы раньше дурака.
УБИЙЦА. Эй
ты, потише!
ЖЕРТВА. А не
то подранком
по полю
прыгать. Но к моим останкам
и не придет
никто. . .
(УБИЙЦА
стреляет и убивает. )
УБИЙЦА. Не
будешь петь,
что не учил
меня. Вот это смерть!
Прощай, мой
враг! С тобой мы нынче квиты,
меня ждет
рай, тебя же - из гранита
и мрамора
накромсанные плиты.
(Вбегают
люди, видят убитого и начинают голосить.
ОНA хлопает
в ладоши со своего места; актер -
УБИЙЦА
удаляется.
Смена
декораций. ОН и ОНA так же в тени. С другой
стороны в
отдаленьи СТАРИК и РЕБЕНОК играют
с машинкой. )
ОН
(обхватив голову руками).
Прошло три
дня. С утра я сам не свой,
все
перепробовал: напился с бабой,
и в воду
окунался с головой,
и спал с
двумя, и спал с лица я. Слабый
приполз к
тебе с повинной: враг мой - друг
теперь, единственный
мой собеседник
незримый, так
на горле сужен круг,
и я в
кольце пред схваткою последней
с собой -
или убитым. Эй, в тени!
Учитель
мой, ответь, ведь мы одни?
Зачем
сказал, что никому не нужен
ты -
мертвым, что никто по нам не плачет?
Учитель мой
живой, ты мной разбужен,
я
чувствую, что рядом ты, - иначе
всё
повернем! Зачем терзанья эти?
Твой
медленный огонь безумней смерти,
и мы с
тобой равны на этом свете -
и на другом
я за тебя в ответе!
(Катается
по земле. ОНA не понимает и хлопает.
Полная
смена декораций.
Комната
свиданий в тюрьме.
УБИЙЦА
стоит по одну сторону перегородки, с другой
появляется
убитый. Оба закуривают, ожидая, пока
охранник
оставит их наедине. )
УБИЙЦА. Мне
рассказали, ты остался жив.
Поверь, я
счастлив, и во всем признался.
Все
отвернулись от меня. Скажи,
я
промахнулся, к счастью? . .
Я
старался. .
ЖЕРТВА. Ты
бил, как надо. Даже чересчур.
Не в этом
дело. Я тебя прощу, -
не
сомневайся, вытащу отсюда
(обводит
рукой помещение ).
Я не
Христос, и ты ведь - не Иуда,
не
обольщайся: я скорей как Лазарь -
мертвец
навеки. . . Ты еще ни разу
не
слышал, что воскресшие калеки
изгоями
становятся? Невеста
сказала, мне
на этом свете места
теперь не
будет; сторонятся сёстры,
друзья меня
боятся. Я - покойник!
Прохожие - и
те от страха просто
штаны, глядишь, намочат. Я
- в законе
мертвец, и
ты - мертвец, - открой объятья
такому
же, как ты: мы оба - братья.
Часть 2.
(На сцене
стоит кровать, на ней ОН и ОНA лежат
в обнимку. )
ОНA. Любимый
мой, ко мне прильни
еще теснее:
мы одни,
и муж
проклятый за границей
задержится
еще на день,
и нам цветы
поют и птицы!
Одень
меня, опять раздень,
к тебе я
сяду на колени,
твои
желания, веленья
исполню, -
все, что хочешь ты!
Нам под
покровом темноты
и на свету
любить бесстыдно -
так
радостно! Тебя мне видно
и под
одеждой. Бог измен!
Я
счастлива! Прости! Амен.
ОН
(неожиданно садится на кровати
и
произносит ).
Опять не
то, фальшивим снова.
Ни слова,
ни штриха живого,
не изменяли
так мужьям.
ни
голышом, ни в кринолине;
а так, чтоб
шел он по пятам
и настигал
тебя в малине,
и догонял
на берегу
обоих нас, и
на машине
преследовал. . .
ОНA. И ни
гу- гу -
любовник:
был - и нет в помине.
(Свет
гаснет и загорается вновь. Та же кровать, на
ней - те же
двое. )
ОН
(играющий МУЖА - или двойник актера, играющий МУЖА).
Я слышал, милая, к
тебе
сосед
заглядывает часто -
тот, что
играет на трубе?
Играть без
твоего участья,
должно
быть, сил недостает?
Совет бы
дал бы я соседу -
трубу
продать. Ему я в среду
ближайшую
куплю в
подарок -
что лучше -
гири или штангу?
А то
он, бедный недоварок,
не ступит
без тебя ни шагу
уже в
субботу, так как я
уеду в
дальние края.
(Слышен
звук трубы, может быть использована
песенка - А
у нас сосед играет. . . МУЖ выходит из
комнаты.
Монолог
героини. )
ОНA.
Вот так
всегда, измена - если мужа
постылого
ты с
пьедестала свалишь.
И все
равно, пока сидит он в луже,
ты строишь
дом и забиваешь сваи,
подштопываешь
брак суровой нитью
и лижешь
эту. . . Дамы, извините,
но кто же
лучше вас меня поймет,
что то, что
лижут - лишь заочно мед,
а ближе - деготь? Я- то
полагаю,
когда к
соседу выхожу нагая,
что изменяю
с мужем я - е*мy:
я влюблена
в его слова простые
и в то, что
верит сердцу и уму.
Меня за это
в облаках простили,
(показывает
пальчиком вверх)
да только
не признаюсь никому.
Так в чем
измена? В верности обоим,
когда я
ночью повернусь к обоям,
а утром в
распростертые объятья
лечу и на
ходу снимаю платье
и знаю: оба
бьются за постель,
но никому я
не нужна в итоге,
я -
средство достижения, - не цель,
я - камень
под ногами на дороге,
я - коврик
запыленный на пороге. . .
(За дверью
стоят МУЖ и ЛЮБОВНИК, внешне
абсолютно
одинаковые. )
МУЖ. Кто тут
живет, кто здесь хозяин,
скажи на
милость?
ЛЮБОВНИК. Эй, нельзя
ли
потише? Ты
живешь, и ключ
кладешь под
коврик (показывает).
МУЖ. Это
ложь!
Кладу под
кактус, он колюч (показывает).
И с места
ты его не трожь!
ЛЮБОВНИК. Ну
хорошо, живем мы оба,
Она тебе
верна до гроба.
МУЖ. Я не
собрался умирать!
Но время
камни собирать
(важно ), и
если ты ее достоин -
то я
спокоен.
ЛЮБОВНИК
(слегка озадаченный, затем
испуганный
всерьез ). Ну что ты, право, мне не надо
такой
отрады и награды,
такой
(запинается ). . . отравы. . . Вы пра*вы -
отныне с
нею мы на Вы.
Из- за
такого пустяка
вы ж не
пойдете разводиться? !
Она жена
Вам, а пока -
мы вместе
можем насладиться
рыбалкой, девочками, - так
я ставлю
водку и коньяк,
а ты -
закуску? По рукам?
Развеем
грусть по кабакам!
МУЖ. Ну
хорошо, брат, я с тобой
пойду, пожалуй, даже
в бой,
ведь мы с
тобой во всем похожи.
ЛЮБОВНИК. Помилуй, боже!
(Нарастая, звучит
труба. )
Часть 3.
(ОН и ОНA
на сцене. Затихающие звуки трубы. )
ОНA. Пусти, актер!
Обоим им труба.
Но я то
тень твою люблю, - Героя,
а не
тебя, артиста. Выше лба
не
прыгнуть, и напрасно землю роем,
у человека
потолок прибит
к земле
дождем, и небесами сдавлен.
Всем правит
Бог, а у актера - вид, -
не ты -
велик, ты только лишь прославлен.
ОН. Ты
любишь тень мою? А если я
тебя саму
сыграю? Ты же любишь
саму себя? А
люди, звери, люди -
но люди
могут ползать - и летать,
творить - и
падать, дырочки латать -
и подниматься
к призрачным высотам,
играть без
нот - или играть по нотам.
И если тень
моя сильней меня -
отсечь ее
не медля, не рыдая!
Коня на
сцену. Оседлать коня!
Сам от себя
я убегу, родная.
(Свет
гаснет и зажигается вновь.
На сцене в
отдалении - СТАРИК и РЕБЕНОК играют
с машинкой.
Актер- ЭМИГРАНТ
стоит в чужом городе;
вывески на
иностранных языках).
ЭМИГРАНТ. Скажите, как
пройти? . .
Вы
по- английски?
А
по- немецки? Может быть, испанский?
Вы
по- советски, - счастье- то! Артистки? !
Вы на
гастролях? В очереди? В дамский -
куда, простите? Туалет? Экскьюз
ми,
театр и
туалет - он всесоюзный
такой- то
дом. Пожалуй, даже шире,
всемирный
атрибут ближневосточный.
(Его
обтекает толпа. )
ЭМИГРАНТ
(разводя руками).
Ответьте
мне, а где тут в этом мире
на
Ленинском проспекте дом наш блочный?
(СТАРИК и
очень маленький МАЛЬЧИК играют
с
машинкой. ЭМИГРАНТ подходит к ним и обращается
к СТАРИКУ. )
ЭМИГРАНТ. Скажите, где
гостиница Савой?
Кафе
Сайгон?
Я все
привез с собой -
и хлеб, и
самогон.
Лицо
знакомо
мне
Ваше. Где встречались мы? Из дома
ушел, уехал, а
все те же лица. . .
Скажите, мы
не виделись. . . в милиции?
СТАРИК
(бормочет, щурясь на свет и вглядываясь).
Тут все
равны, оправданы, и грех -
один на
всех.
ЭМИГРАНТ. Вы, гражданин
начальник, не изволили
встречать
меня в тюрьме или на воле? И
не будете
ли так добры послать
меня в
гостиницу - покушать и поспать?
СТАРИК. Да
вот и я тебя припоминаю.
Склероз и
неувязка с именами, -
кликуха у
тебя была - Тюфяк,
в Крестах
ли или там, на пересылке. . .
Ты все
кого- то застрелить никак
не мог - я
позабыл, отца ли, сына, -
учителя, приятель, - командира!
Опять у нас
с тобой одна квартира.
ЭМИГРАНТ. Так
это ты здесь, уркаган, стукач,
пособник, собутыльник
мой, палач!
СТАРИК. Когда
тебя закладывал я, брат,
я был уже в
законе эмигрант.
Присаживайся!
. . Внучек, этот дядя,
как
дедушка, родился в Ленинграде.
(Свет
гаснет, зажигается, на сцене ЭМИГРАНТ
и СТАРИК
пьют самогон и курят.
Появляются
ОНA и СОПЕРНИЦА. )
ОНA
(сначала неясно, что обращается
к
ЭМИГРАНТУ).
Так вот где
он скрывается, предатель, -
кто больше
заплатил тебе, подонок?
Тебя нашла
как раз я к красной дате,
когда
ребенок вылез из пеленок, -
не
напасешься на него ни денег,
ни каши, -
молоко от горя сохнет,
а
ты, отец, прекрасное виденье,
не думаешь
о том, что сын твой сдохнет?
(ЕЕ перебивает
СОПЕРНИЦА. )
СОПЕРНИЦА. Не
слушай эту дуру, дорогой!
Кто
Дон- Жуана в жадности заметит,
кто
щедростью душевной попрекнет?
Должна ты
помнить: предан он другой,
идут по
миру в мире наши дети,
ему претит
и бабий суд, и гнет.
ОНA. Он мой!
СОПЕРНИЦА. Он
мой!
ОБЕ
(ЕМУ). Поехали домой!
(Свет
гаснет и зажигается. На сцене ОН и ОНA -
в
отдалении. )
ОН. Куда
бежать мне? Родина - в себе,
и всадник
ты, пока сидишь в седле,
а выбит из
седла - и не подняться,
и человеку
с Богом - не ровняться, -
в дорогу с
богом! - но и Бог во мне,
а если Бог
во мне - я на коне,
и я тогда
почти уже всевластен,
а там где
власть - естественны несчастье
и
одиночество, - и одинок
я разве что
действительно как Бог.
Я твой
актер, возлюбленная, тенью
твоей готов
я быть у ног твоих,
но вижу
я, что ты сама в смятенье.
ОНA. Ну, что
же сделал ты, что натворил!
Я полюбила
маску, т е н ь твою,
а не тебя.
ОН. Так я ее
убью (АКТЕР убивает собственную тень
и сам
падает, умирая).
Искусство и
любовь на свете вечны,
они божественны
и человечны.
Живи, моя
любимая, живи
за нас - не
для искусства, для любви!
(Отдаленный
звук трубы. Вдали через сцену
проходят
СТАРИК и МАЛЬЧИК).
© Лариса Володимерова.
Перепечатка и публикация только с согласия автора.
Design by: Buzz Designs